«УМНОЕ ДЕЛАНИЕ»
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
«Умное делание» необходимо для очищения нашего ума от «концептуального каркаса» «Ветхого Человека», и приучения его к тем его обязанностям, которые возложены на него в «Человеке Нового Творения». Умное делание Петр Здрилюк, в своей книге «Умное Делание или формирование личности в православии», сравнивает с термином «умная молитва».
«Первые признаки такой молитвы частично происходят иногда во время внешней молитвы, псалмопения, если мы произносим слова не механически, а задумываемся над ними. Стало быть, простейший способ приобщения к умной молитве – размышление над словами псалма. Но это лишь первый шаг. В чистом виде умная молитва производится только в уме и не тормозится речью. В самом деле, на каком языке молится Ангел: на греческом, на еврейском, на русском? Молясь, мы подбираем слова, облекаем идеи в речевые формы и, слушая все это, тормозим молитву своей речью, делаем ее малоподвижною. Когда же молитва становится свободной, то она как молния освящает и душу молящегося и окружающий мир, принося с собой первые блаженства неизреченных благ. Любой самый совершенный текст, как бы он ни был верен, не может вместить всей полноты мысли. Поэтому когда ум вырывается на свободу, перед его умным взором предстают такие сокровища, которые невозможно описать никакими словами. …
Поведем разговор об умной молитве: ее еще часто называют умным деланием. Слово делание подходит более всего, так как при этом, действительно, происходит определенное действие умом в умном мире, как внутри души, так и вне ее.
Святитель Дмитрий Ростовский выделяет три этапа умного делания:
Очищение ума (познание видимого мира шести дней творения).
Очищение сердца (познание самого себя).
Познание неба (предварительное прохождение мытарств еще на земле).
Дадим краткую характеристику каждого этапа. Очищение ума является первостепенным, самым ответственным и трудоемким этапом умной молитвы, так как в нем необходимо грубый, плотский, зараженный грехом ум преобразовать в главный инструмент для всех будущих подвигов.
Очищение ума приводит к серьезным изменениям личности человека, раскрытию его умных сил (гениальности). И перед большинством занимающихся на первых порах встает соблазн довольствоваться уже достигнутым, они теряют интерес к дальнейшему пути, ведь основные проблемы жизни уже решены. Однако, умная молитва спасает и от этого соблазна. И человеку открываются, с одной стороны будущие небесные блага, которые надо зарабатывать здесь, с другой стороны, через болезни и страдания – суетность настоящей греховной жизни, которую надо переносить достойно, беспрестанно очищая свой ум. Ведь в наших силах привести ум в то состояние, в котором легче будет проходить мытарства, беседовать с Ангелами и Богом, жить в вечности.
Итак, умное делание заключается в том, чтобы привести наш ум к чистоте. …
Приступая к внешнему умному деланию, по совету святителя Игнатия Брянчанинова рассмотрим четыре вопроса к видимому миру:
Что я вижу?
Кто это сделал?
Для чего это сделано?
Каким образом это сделано?
При взгляде на окружающий нас мир только эти четыре вопроса могут появиться в нашем пытливом уме, данным от Бога для умной жизни.
Здесь уместно вновь вспомнить Дмитрия Ростовского: "Первейшая Адаму заповедь в раю – делать и хранить, то есть: делать разумом, чтобы хорошо разуметь, и хранить заповедь, чтобы не нарушить ея". Адам давал названия всем предметам. И нам необходимо пройти тот же путь, называя все, что нас окружает.
Итак, первый вопрос: что я вижу? (Любопытство и удивление, рождающиеся при этом, полагают начало личности, неравнодушной к Божьему творению.) Ответ на этот вопрос мы находим в православном мировоззрении. И придумывать ничего не нужно, так как надо использовать имеющиеся имена. Например: что я вижу ? – дерево. Само имя характеризует состав и суть предмета. А вот если кто-то начнет фантазировать подобно восточным философам, что в дереве, цветке, камне есть душа, то это приведет к прельщению ума, его помрачению, когда ум обманут и называет то, что видит, неверно.
Второй вопрос: кто создал ? откуда это взялось ? Ответ мы находим в книге Моисея Бытие – Бог создал. Шестоднев открывает нам картину мира, происхождения предметов. К примеру, дерево Бог создал в третий день творения и повелел размножаться по роду своему.
Третий вопрос: для чего Бог создал этот предмет ? чему он служит ? т.е. назначение объекта. Например: фрукты и овощи для пищи.
Знание назначения предмета позволяет правильно пользоваться данным творением. И в этом уже кроется освобождение от греха. Ведь часто мы грешим не по злому умыслу, а по неразумению. …
На поставленный нами третий вопрос – о назначении объекта – отвечает современная наука. Ломоносов говорил, что наука и религия – две сестры родные. Науку, познающую Божий мир, вполне можно рассматривать как молитву. "Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси!" (Пс. 103) …
Заметьте, в какой строгой подчиненности идут первые три вопроса. Название предмета – это удивление, потрясение его красотой. Второе – нахождение Художника, исповедание источника Бытия. И третье – исследование творения и оценка творения, предложенного нам Богом, и восхищение Творцом, которого мы определили, отвечая на второй вопрос. Рассмотрение этого вопроса составляет предмет блаженства и простирается на вечность. Ради этого мы и созданы.
И, наконец, четвертый вопрос: каким образом все сотворено ? относится к вопросам, неразрешимым для человека, то есть, это уже область непознаваемого. Если бы нам дано было знать как изготовить атом, солнце, живую клетку, человека, мы могли бы сами это сделать.»

Используются технологии uCoz